Июл
3rd

Почему России нельзя вступать в ВТО?

Рубрика: Российский кризис | Автор:Шабанов Александр Иванович

Геннадий Закиматов

03.07.2012

 

Противниками вступления России в ВТО высказывалось множество достаточно веских причин, почему России не следует вступать в ВТО. Однако, главная причина так и осталась в тени. И связана эта причина с уникальностью российской экономики по природным и климатическим условиям, отличным от любой другой экономики мира, что требует особых методов и подходов к ведению национального хозяйства.

В первую очередь здесь следует указать на наличие на территории России мировых запасов ликвидных сырьевых ресурсов (нефть, газ, металлы, древесина и др.), добыча которых является особо прибыльным бизнесом из-за присутствия в составе цены сырья природной ренты, то есть дополнительного созданного природой дарового дохода. В условиях резкого снижения в последние годы уровня защиты внутреннего рынка и практического снятия ограничений на экспорт вышеуказанной группы товаров при проведении рыночных реформ в российской экономике возникла так называемая «голландская» болезнь, стимулирующая развитие сырьевых отраслей и подавляющая развитие обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства. Российские экономисты называют ее еще «сырьевым проклятьем России». В основе этой болезни лежат экономические законы, открытые еще в 18 веке классиками экономической науки Адамом Смитом и Дэвидом Риккардо. Они показали выгодность специализации стран при свободной международной торговле на производстве товаров имеющих, так называемые абсолютные и относительные конкурентные преимущества, и получении не производимых внутри страны товаров за счет импорта. Собственно говоря, в этом и заключаются усиленно рекламируемые преимущества  международного разделения труда. Проблема заключается лишь в том, что применительно к нашей стране ее специализация в мировом разделении труда заключается в производстве сырьевых товаров при ненужности и невыгодности собственного производства товаров обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства. Но, именно эти «ненужные» отрасли определяют научно-технический потенциал страны, обеспечивают ее экономическую и военную безопасность, являются основой для поддержания высокой занятости и жизненного  уровня  населения.

К этому следует добавить, что ситуация в реальности еще хуже, так как в России «голландская» болезнь отягощена повышенными издержками производства из-за самых больших в мире транспортных расстояний и холодного климата. Так, доля транспортных затрат в себестоимости нашей продукции составляет 15-20% против 7-8% в странах с развитой  рыночной экономикой, а энергоемкость валового внутреннего продукта России  в 2,.5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 – 3,5 раза выше уровня развитых стран. [1,2]. Также отягощают «голландскую» болезнь в силу этих же природных причин низкая мобильность и дороговизна рабочей силы.

Мировая практика не знает столь комплексного сочетания негативных для экономической деятельности факторов в пределах одной страны, как это имеет место в России.

 Поэтому для успешного экономического развития нам требуется особая, приспособленная к местным условиям национальная экономическая стратегия и способная ее реализовать национальная модель экономики.

Собственно говоря, с разработки, принятия и утверждения такой стратегии и должен был бы начаться процесс возрождения экономики страны, преодоления того системного кризиса, в котором мы находимся уже длительное время. В рамках этой стратегии  разрабатывается и  необходимая стране внешнеэкономическая политика, разновидностей которых достаточно много, в том числе решается вопрос о необходимости присоединения к ВТО. Но, к сожалению такой стратегии нет.

Однако, уже при первичном анализе требований к необходимой экономической стратегии можно сделать вывод, что она в обязательном порядке должна учитывать российскую специфику и включать экономические политики, направленные на противодействие влиянию негативных факторов природной среды.

И, здесь речь, прежде всего,  идет о политике разумного протекционизма, которая должна обеспечить защиту внутреннего рынка от чрезмерной иностранной конкуренции, подавляющей внутреннее производство в обрабатывающих отраслях  и сельском хозяйстве, находящихся в неравных конкурентных условиях, обусловленных  действием «голландской» болезни. Доля продукции, производимой внутри страны, должна быть на внутреннем рынке не ниже 70-80%, что отнюдь не является препятствием для создания и поддержания конкурентных условий на внутренних рынках за счет проведения традиционной антимонопольной политики и создания  новых производств.

Также необходимо проводить политику поддержания режима низких внутренних цен на сырьевые товары и продукты их первичного передела (нефть, газ, минеральное сырье, электроэнергия, тепловая энергия, металлы, моторное топливо, древесина и т.д.), наше единственное конкурентное преимущество, которое может привлекать инвесторов. Для этого необходимо обеспечить жесткое регулирование объемов экспорта данной группы товаров с целью приоритетного насыщения ими внутреннего рынка, а также обеспечить государственное регулирование с помощью экономических методов внутренних цен на эти товары. Реальная возможность для этого имеется, так как в составе цены указанных товаров присутствует природная рента. И это с точки зрения создания благоприятного инвестиционного климата куда значимее, чем все обманчивые преимущества, предлагаемые ВТО.

Еще одной политикой, противодействующей «голландской» болезни, является политика импортозамещения. Она позволяет в значительной мере переключить вывозимые из страны сырьевые товары с внешнего потребления на внутреннее, развить собственное производство, увеличив тем самым доходы населения и бюджета, обеспечить необходимую военную и экономическую безопасность, в том числе увеличить устойчивость российской экономики к воздействию мировых экономических кризисов.    Политика импортозамещения позволяет также создать условия  для построения инновационной экономики, так как такую экономику могут позволить себе иметь лишь весьма богатые страны, ведь здесь требуется многократное увеличение бюджетного финансирования науки, образования и переподготовки кадров,  качественное увеличение  объемов инвестиций в инновационные проекты и реализация многих других весьма затратных мероприятий.

Естественно, политика импортозамещения не может охватить весь спектр потребляемой в стране продукции, однако, она как минимум должна  охватывать продукцию необходимую для обеспечения военной и экономической  безопасности страны (вооружение и военная техника, основные продукты питания, средства связи и транспорта, основные материалы, станки и оборудование, различные виды топлива, энергии и др.).

Политика импортозамещения в российских условиях невозможна без жесткого управления и поддержки со стороны государства инвестиционного процесса, в том числе за счет разного рода преференций отечественным производителям. Опыт последних 20 лет свободного экономического развития со всей наглядностью показал, что неуправляемый инвестиционный процесс неуклонно ведет экономику лишь в одном направлении – направлении сырьевой деградации.

На цели противодействия негативным экономическим факторам направлена и политика поддержания высокого уровня инвестиций в экономике, которая не только ускоряет экономическое развитие, но и позволяет также переключать сырьевые товары с внешнего потребления  на внутреннее.

Все из вышеперечисленных жизненно необходимых для успешного развития страны экономических политик требуют активного вмешательства государства в экономику, что противоречит правилам ВТО, как и само проведение подобных экономических политик.. Отсюда вытекает вывод о невозможности реализации при вступлении в ВТО приспособленной к российским условиям национальной экономической стратегии развития. И это является главной причиной, почему нам не следует вступать в ВТО, так как без такой стратегии невозможно преодолеть «сырьевое проклятье России», построить современную диверсифицированную экономику, а лишь  будет углубляться и консервироваться  сырьевая отсталость страны.

Литература

  1. «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года» Официальный сайт Минтранса, 2005 г.
  2. Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»  Официальный сайт Правительства РФ, 2010 г.

 

Бывший депутат Петроградского райсовета Санкт-Петербурга                          Г.Закиматов

Добавить комментарий

XHTML: Можно использовать: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Замечание: После одобрения комментария админитратором, он будет добавлен.

Spam protection by WP Captcha-Free