Июн
30th

Принцип «сделай что-то из ничего» превращается в конкурентное преимущество

Рубрика: Российский кризис | Автор:Шабанов Александр Иванович

Бет Гардинер

27.06.2012

 

В мировой экономике все чаще используется загадочный термин «джугаад». Это слово  из хинди, которое примерно переводится как ловкая и умная импровизация. Новое  мышление в стиле джугаад на деле оказывается подзабытым подходом «голь на  выдумки хитра». Сегодня принцип «сделай что-то из ничего» превращается в  конкурентное преимущество. Ведь это еще один способ рождать инновации

В России говорят: голь на выдумки хитра. В английском то же самое называют  находчивостью янки. Но в мире сейчас модно другое выражение. Изобретательность, дешевизну работы и быстроту исполнения лучше всего отражает слово из хинди jugaad, считает Джайдип Прабху, профессор бизнес-школы Judge в Кембридже.

Новая книга Прабху так и называется — «Инновации в стиле джугаад». Этот научный труд он написал в  соавторстве с Нави Раджу, калифорнийским консультантом и бывшим однокурсником по  школе Judge, и Саймоном Ахужа, чья кинокомпания Blood Orange сняла  документальные фильмы о социальных изменениях в Индии.

Идеи из мусора

 

Авторы начали изучать предпринимателей из Индии и других развивающихся  государств несколько лет назад. Очень быстро «стало ясно, что в этих странах происходит нечто интересное  в сфере инноваций», говорит Прабху. Сам он родился в Индии, получил бизнес-образование в Университете Южной Калифорнии и  сейчас возглавляет подразделение бизнес-школы Judge по Индии и глобальному  бизнесу.

По его словам, инновационное мышление в Индии, по сути, не что иное, как всем  известная смекалка бедняка: «Вы живете своим умом и наблюдаете за жизнью вокруг, а потом  вам в голову вдруг приходит новая идея».

Инновации в развивающемся мире рождаются по-другому, чем на Западе. Здесь нет  девственно чистых исследовательских лабораторий для разработки продуктов. Нужда  заставляет людей думать гибко. А современное информационное общество позволяет  идеям быстро распространяться и попадать наверх, рассказал в интервью  Прабху.

Важнейший принцип инноваций в стиле джугаад — это умение находить новые  решения в неблагоприятных условиях. Решения могут быть самые простые. Их  цель — удовлетворить потребности бедного и неприхотливого потребителя. Причем это делается отнюдь не из соображений благотворительности. В нищих  потребителях восточные инноваторы видят рынок с огромным потенциалом роста. Местные Кулибины находят самые стандартные, но зато дешевые способы решения  проблем. Они придумывают, как удовлетворить спрос потребителя с помощью уже  существующих технологий. Они не рассматривают дорогостоящие идеи, которые трудно  воплотить в реальность.

«Мышление в духе джугаад противоположно стремлению  создать изысканный, совершенный и технически сложный продукт. Это выработка  достаточно хорошего решения, с помощью которого можно быстро сделать  работу», — объясняет профессор.

Книга Прабху и его коллег была опубликована этой весной в Великобритании и  США, а летом вышла в Индии. В ней полно примеров того, как предприниматели от  сохи построили успешный бизнес с помощью обыкновенной смекалки.

Например, Канак Дас, сельский житель северо-востока Индии, изобрел велосипед, который, прыгая по кочкам на сельской дороге, подскакивает так, что превращает  энергию удара в энергию ускорения и едет быстрее. А гончар Мансух Пражапати из  другого села придумал Miticool, глиняный холодильник, который благодаря  выпариванию сохраняет еду свежей в течение 3-5 дней без всякого  электричества.

Под инновациями в развивающихся странах не всегда подразумевают конкретный  продукт. Это может быть новое бизнес-решение. Например, мексиканской компании Optima Energia SA никак не удавалось хорошо заработать на продаже солнечных  батарей отелям и другим компаниям. Тогда основатель бизнеса, Энрик Гомез Хунко, предложил не только продавать, но и устанавливать за свой счет батареи клиентам. Клиенты, в свою очередь, постепенно возвращали компании затраты на установку из  денег, сэкономленных на потреблении электроэнергии. Бизнес Хунко расцвел на  глазах.

Импровизация больших

 

Но инновации в стиле джугаад рождаются не только в далеких, забытых богом  деревнях, уточняет Прабху. Одна из крупнейших компаний Индии, Tata  Motors, тоже нашла способ сделать дешево хороший продукт. Ее автомобиль Nano продается всего за $3000.

Западные корпорации, особенно те, что работают в развивающихся странах, тоже  уловили новые тенденции. Теперь они руководствуются идеей«радикальной доступности» продукта, говорит  Прабху. Он приводит в пример модель портативного  кардиоаппарата MAC 400, который производит компания GE Healthcare. Аппарат  разработан специально для индийского рынка и продается по более низкой цене, чем  традиционное кардиооборудование.

Раньше западные компании чаще всего выносили в третьи страны производство и  административные функции. Исследовательские лаборатории всегда оставались там, где находилась материнская  компания. Но в середине 2000-х гг. компании стали открывать  исследовательские центры и в развивающихся странах. Это помогло многим освоить  принцип джугаад. Прабху приводит в пример 3Mи PepsiCo. Эти компании, с его  точки зрения, научились «бережливой импровизации».

Реанимировать бизнес

 

Когда-то принципы джугаад использовались и в Америке, хотя, конечно же, так  не назывались. Но процветание и экономическое благополучие наложили свой  отпечаток на американцев. Они утратили былые традиции, полагает Прабху. В США, как и в других высокоразвитых странах, процесс рождения инноваций был  структурирован и передан в руки элитных команд профессиональных инженеров, которые порой теряют связь с народом и не понимают его нужд, говорит он.

Инженеры добавляют к продуктам бесконечное количество новых функций, вместо  того чтобы добиваться простоты и доступности, которые все чаще нужны  потребителям. Более того, система продаж нацелена на продвижение ярких, дорогих  продуктов. Комиссионные продавцов зависят от уровня продаж, и они даже не хотят  обсуждать с потребителями альтернативные и более дешевые варианты.

«Если это “состояние  дисфункции” продлится и дальше, то возникнет риск паралича западной экономики, даже если она выберется из нынешнего кризиса и попытается расти», — пишут  авторы книги. Компании должны сегодня изменить подход к инновациям, если они  хотят выжить. Ведь мир ждет эпоха обнищания, считают они. Это последствие  сокращения покупательной способности среднего класса в США и других развитых  государств. Кроме того, конкуренция  на мировом рынке увеличивается из-за выхода на него компаний из  развивающихся стран, а спрос на природные  ресурсы растет.

По мнению Прабху, идея джугаад может реанимировать как отдельные компании, так и целые отрасли экономики. Более того, эти идеи уже проникают на Запад. И  тому есть масса примеров. Прабху вспоминает Procter & Gamble, которая  изучает рынок через социальные сети. Это позволяет быстро отсеивать неэффективные идеи и сосредоточиваться на том, что популярно. Кроме того, Procter & Gamble все больше ориентируется на  потребителей с низким доходом. Это отвечает принципу джугаад, который  предполагает ориентацию на самых бедных.

Вернуть на Запад

 

Авторы приводят также в пример Стива  Джобса с его удивительной способностью удовлетворять нужды клиентов еще до  того, как они их осознали. Что воплощает еще один принцип джугаад, который  гласит: используйте вашу интуицию. Даже в дизайне продуктов Apple видны ростки философии джугаад с ее нацеленностью на простоту и удобство.

По мнению Прабху, стиль бережливого, экономного мышления могли бы прививать  своим студентам бизнес-школы. Вместе с тем автор книги подчеркивает, что принцип  джугаад не исключает, а лишь дополняет западный подход к инновациям. У Запада  уже есть развитая исследовательская инфраструктура, высококвалифицированные  кадры и способность массово производить и продавать продукты. Все это могло бы  быть удачно дополнено концепцией инноваций, рожденной в более бедных странах. Это позволило бы западной экономике совершить скачок вперед.«Надо вернуть мышление в стиле джугаад на  Запад. Иначе китайские и индийские компании захватят рынок, наводнив его  достаточно хорошими, но экономными в исполнении и низкими по цене  продуктами», — заключает Прабху.

WSJ, 13.06.2012, Мария Подцероб

Источник: http://www.vedomosti.ru/career/news/2190766/po_zakonu_dzhugaada?from=newsletter-editor-choice

Добавить комментарий

XHTML: Можно использовать: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Замечание: После одобрения комментария админитратором, он будет добавлен.

Spam protection by WP Captcha-Free